?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Новые духовные веяния
pustoj_zhurnal
Математическое лицемерие
Зачем современному ребенку разложение многочлена на множители способом группировки
Газета "Комсомольская правда"
ДМИТРИЙ СМИРНОВ
Специальный корреспондент отдела политики, журналист Кремлевского пула



Когда землекопы в пятом классе копали траншею, я молчал, потому что я сам не землекоп.



Когда в шестом классе одна труба наполняла бассейн, а другая зачем-то тут же эту воду сливала, я молчал. Ведь я не чистильщик бассейнов, хотя иногда и хотел им быть.



Но когда в седьмом классе линейные функции и недоразложившиеся многочлены спустя годы пришли в мою жизнь во второй раз, я не выдержал.
Как сказано у классика, «я говорил, что возропщу, и я возропщу».



Тут недавно всем миром искали дополнительные часы в школьной программе под историю, астрономию и даже шахматы. Так вот я их нашел.
У педагогов рука на святое не поднимется, а нам святотатцам народного образования все нипочем.




Вот программа по алгебре за 7 класс. Кому в жизни хоть раз пригодилось разложение многочлена на множители способом группировки или формулы сокращенного умножения, поднимите руку. Если кто забыл, есть еще геометрия, насыщенная не менее практическими знаниями. (Кроме этого, не стану от вас скрывать, в математическом 7 классе - имеются экспериментальная математика, статистика и теория вероятностей, методы решения нестандартных задач по физике, но эти дети сами выбрали свою судьбу).



Но зачем обычному ребенку - не будущему математику, не физику и даже не астроному - все это богатство математической мысли?
Тезис «это база, которой должен владеть каждый культурный человек» не принимается, потому что никто этой базой на самом деле не владеет, кроме узкого круга математических декабристов, страшно далеких от народа.



Можно заявить, что "математика ум в порядок приводит", но сейчас либо ум в порядок приводить, либо учить два языка и посещать три кружка и две спортивные секции.



Можно сколько угодно говорить, что мол, вот в наше время все это учили и никто не возмущался, но надо смотреть правде в лицо. И 20, и 30, и 50 лет назад 90% учеников это не учили, а выучив, с облегчением забывали на следующий день. Алгебра и иже с ней - такая же узкая наука, как генетика или палеоботаника. И то, что она лежит в основе основ - миф. Для математики за пределами уровня шестого класса - есть специализированные классы, откуда выйдут новые Королевы и Перельманы, а со всеми остальными надо что-то делать.



В 2019 году общество столкнулось с совершенно другими проблемами в образовании, чем сталкивалось в 1999 или 1979. Времени все меньше, нагрузка со всех сторон все больше, а количество отвлекающих ребенка соблазнов вокруг вообще не сопоставимо с той эпохой, когда формировалась программа по алгебре. Если ее не реформировать, от нее откажутся явочным порядком.


То, что происходит с математикой сегодня, лицемерие и банальный страх произнести вслух очевидное - исчисление линейной функции нам ни к чему, как ни к чему оказалась отдельным предметом история КПСС. Кто-то назовет это деградацией, а кто-то изменившейся объективной реальностью.



Как сказал бы Ломоносов, тригонометрию низачем учить не надо. Пойду набью себе на правом плече перечеркнутый интеграл.


++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++


Личное мнение данного мудреца едва ли интересно  Но мне все это не кажется безобидным. Позиции школьной математики сейчас отвратительные и трудно защитимые. Они будут оставляться без сопротивления с той скоростью, с которой кому-либо будет не лень на них наступать.


  • 1
Это общественно-значимые проекции духа Германа Оскаровича на СМИ, имеющие целью опровергнуть Ломоносова, понятно же :) Раньше этому сильно помогал Андрей Александрович, между прочим, д.ф-м.н., был неоднократно награждён за труды. Сейчас стало проще, т.к. сформирован культ ЕГЭ-поклонничества.

> либо ум в порядок приводить, либо учить два языка [...]
> [...] Я, как гуманитарий, лучше бы углубленно учила [...] иностранные языки
> [...] я убеждён, что сокращение курса алгебры и геометрии в пользу, например [...] иностранных языков, исключительно рационально

Ну, имеется у некоторых осознанное желание сделать из страны Соломоновы острова с развитым "туристическим бизнесом"...

С уважением,
Гастрит

Ну, я бы предложил таким барышням сдать пару крутых экзаменов по языкам; ежели сдаст - тогда ладно, может называть себя гуманитарием и не учить математику.

> я бы предложил таким барышням сдать пару крутых экзаменов по языкам

Угу, причём желательно неевропейским (т.к. у этой публики словосочетание "иностранный язык" обычно является эвфемизмом).

Но главное именно то, что тут подаёт голос слой, сознательно стремящийся выжечь всё, кроме ориентированной на западного клиента "сферы услуг". А какими красивыми словами про "изменившиеся условия мира" этот слой прикрывается - дело десятое.

С уважением,
Гастрит

Вообще то сейчас сильно раздулся по сравнению с советскими временами курс истории и "обществознания". По истории наблюдается деятельность перестроечных шизофреников, обсуждается сравнение позиций тов. Сталина и тов. Бухарина на развитие СССР и прочий шлак. "Обществознание" выглядит как пародия на марксизм-ленинизм, притом учебник втрое толще своего советского аналога по обществоведению. Притом в СССР этот учебник никто не читал, а сейчас благодаря ЕГЭ его реально заставляют зубрить, поступить в вуз где учат на чиновника без сдачи его по "обществознанию" невозможно. Но во всём виноваты математики, естественно.

Re: https://www.kp.ru/daily/26948.4/3999220/

Елена ТОПОЛЕВА-СОЛДУНОВА, член Общественной палаты РФ:

- Существует явный перегруз школьников математическими знаниями. Химии и физики это тоже касается. Я, как гуманитарий, лучше бы углубленно учила историю, литературу и иностранные языки.

Лев ПИРОГОВ, главный редактор детского журнала «Лучик»:

- Пригодилось всё! И пение (для колыбельных детям), и математика (делать с ними уроки), и литература, и история. Особенно труд! В современной жизни много работы, а вот труда не хватает.

Герман КЛИМЕНКО, председатель совета Фонда развития цифровой экономики:

- Школа - это в первую очередь адаптация в обществе. И куда важнее не предметы как таковые, а учителя. Теоретические знания - это 10 - 20% того, что учитель дает ученикам. Остальное - это личность и модель поведения.

Виктор БЕРЕЖНОЙ, программист:

- А мне еще в школе было жалко ботаников, которых заставляли брать интегралы. Мне пригодилось. Им - нет. Надо учить всех по одной программе класса до седьмого, а на последние годы пусть сами решают, кому и что нужно углубленно: кому - математика, кому - ботаника, кому - английский.

Леонид ПАШКОВСКИЙ, автор документальных фильмов о путешествиях:

- Пригодилось то, что меня научили читать и писать. А больше ничего.

Справедливости ради, "пригодилось с детьми учить уроки" - не аргумент.

Есть такое чудесное знание, которому каждый отец учит сына - умение отличать растущую луну от убывающей. Типа когда похоже на букву "С" - то "старая", а если на букву "Р" без палочки - то "родившаяся". Единственное, для чего это знание нужно - научить собственного сына. Больше ни для чего оно даже в теории непригодно. Это такой передающийся по наследству безвредный информационный вирус.

Я согласен что с одной стороны преподавать математику надо, но с другой - преподавать ее так, что она сразу забывается - скорее вредно, чем полезно. Сказу скажу, "как правильно" - я не знаю. Но убежден, что где-то есть школы, где знают как преподавать так, чтобы не выветрилось из головы. А еще лучше - чтобы человек полюбил предмет и почитывал что-то по нему уже сам, хотя бы сидя в туалете.

Сейчас, похоже, все рассыпается, причем это вне сферы наблюдения и обсуждения. Плюс фокусы с ЕГЭ, которые объективно работают как инструмент погрома.

Эра увядания, фигли вы хотели.

Скорость выветривания из головы - функция не только от качества преподавания и ценности преподаваемого, но и от качества мозгов обучаемого.

Причем последний параметр часто наиболее значим.

То есть не важно что бездарные учителя коряво преподают по лажовым учебникам - вина все равно на глубинном народе.

Товарищ министр образования, залогиньтесь.

Много бездарных учителей и лажовых учебников. И они вносят свою лепту.

Но даже гениальные учителя и идеальные учебники не смогут научить идиота. И идиотов, таки, тоже хватает, иначе откуда берутся бездарные учителя?

Кстати, при желании, легко найти хороший учебник. С учителями, увы, проблема так просто не решается.

А, ну да. Мне-то показалось сами знаете что.

Конечно, можно пробиться вопреки хреновому образованию - но таких будут единицы на тысячу. Людей типа Ломоносова - которые не только пробьются, но и сперва наладят образование, а потом научатся - даже по одному на поколение ждать нелепо. И скорее всего, эти единицы еще и свалят за флажки при первом удобном случае. Как это уже походу делают все "талантливые российские школьники/студенты, победители международных олимпиад" - ну, кроме может быть статистически незначимого меньшинства.

Навскидку так - процентов 20 необучаемы потому что дебилы. Процента два пробьются даже из хижины в джунглях. Из оставшихся 78 процентов надо обязательно, насильно обучить в полном объеме средней школы хотя бы треть, чтобы страна не скатилась в дерьмище уже навсегда. Большая часть из них дошлифуется в институте (который тоже уже безнадежно скатился - но мы же об идеальном мире). Если в итоге процентов 5 в поколении получат хорошее высшее, а еще процентов 20 - хотя бы посредственное - и все они останутся в стране - будет на чем строить и экономику, и культурку.

Re: https://www.kp.ru/daily/26948.4/3999220/

Татьяна РОДКИНА, доцент:

- В школьном курсе по биологии подробно изучается строение живой клетки, а элементарно назвать растения в своей местности ученики не могут. По географии решают климатические задачки, по русскому языку - звукоподражание. Для чего это усложнение, я не понимаю.

Сергей ЛУКЬЯНЕНКО, писатель-фантаст:

- Не пригодилась высшая математика. Но чтобы понять, что это не твое, надо сначала попробовать. Не надо огульно целые области знаний выбрасывать.

Александр ТОЛМАЧЕВ, популяризатор науки:

- Предметы, которые мне совсем не пригодились во взрослой жизни, это, пожалуй, алгебра с геометрией. Как основатель детского естественно-научного лектория, я постоянно работаю и с биологическими науками, и географией, и с основами физики и химии, даже знания школьного курса литературы мне не раз понадобились. А вот слишком абстрактная царица наук так и осталась жить в моём детстве среди учебников и тетрадей. Что-то во мне тянулось к физическому и осязаемому миру, обходя уравнения, графики и теоремы. Вот почему я убеждён, что сокращение курса алгебры и геометрии в пользу, например, истории или иностранных языков, исключительно рационально.

Дмитирий ДОСТОЕВСКИЙ, правнук великого писателя:

-Я вспомнил более чем полувековую свою школьную пору и, при неплохой общей успеваемости, относил себя, как тогда модно было, к "лирикам", а не к "физикам". Точные науки, как предполагалось, в жизни пригодились мне своими азами, а вот естественные продолжали интересовать меня. Реформа, на мой взгляд, должна произойти в последних двух-трех классах обучения, когда у ученика появляется интерес к конкретной области науки для дальнейшего совершенствования в ней. То есть добровольное разделение по классам на тех самых лириков и физиков с соответствующими предметами преподавания.

Re: https://www.kp.ru/daily/26948.4/3999220/

Гвозди бы делать из таких популяризаторов!(:

Re: https://www.kp.ru/daily/26948.4/3999220/

"я за популяризацию науки, но против графиков..."

Правнук владеет русским языком на зависть прадеду. Интересно, есть ли у него ещё какие-нибудь достоинства.

"Дмитрий Андреевич Достоевский – правнук писателя, живёт в Санкт-Петербурге. Он родился в 1945 году. Окончил школу с хорошими оценками, но не стал получать высшее образование, поскольку решил "рвануться в гущу жизни" и "набраться как можно больше умений и впечатлений". В его трудовой книжке записано более 20 профессий: он был водителем трамвая, алмазчиком, таксистом, экскурсоводом. В 1990-е годы жил в Германии и ремонтировал электронику. В 2006 году снялся в кино: исполнил эпизодическую роль в сериале "Секретная служба Его Величества". Сегодня Дмитрий Андреевич на пенсии, но иногда проводит экскурсии по местам произведений Достоевского."

Степени достоверности источника не знаю...

Просто идеальный профиль для компетентного суждения про математическое образование.

"Места произведений Достоевского" радует примерно так же, как "полувековая школьная пора".

Несколько непривычно для уха противопоставление точных наук естественным.

Достоевский же!

Русский человек широк душою: ему естественно быть неточным. И наоборот, претит немецкая скучная точность и пунктуальность.

Насколько эти веяния новые?

Мне кажется, просто еще одна волна.

Недоучки, гордо называющие себя гуманитариями (термин уже замуслякали до неприличия), регулярно тянут одеяло на себя.

Инженерия требует матаппарата, химия требует матаппарата, медицина и биология тоже не пальцем примеряют. Я уж не говорю про финансовые бизнесы, страховые бизнесы, где несколько специфичные приложения математики.

Все, кто реально работают - работают, а кто треплет языком - так у них время на это предостаточно.

Гуманитарии разные бывают, да и волны не все время идут. Перестроечная волна вполне успешно по естественным наукам вдарила.

> Инженерия требует матаппарата, химия требует матаппарата,
> медицина и биология тоже не пальцем примеряют

А зачем это всё в изменившейся объективной реальности?

> кто реально работают - работают

Это иногда тоже поправимо.

С уважением,
Гастрит

  • 1